Рекомендации выпускникам гештальт-терапевта Марины Карпуниной

Автор: | 27 мая, 2020

«Школьные годы чудесные…» или как пережить выпускникам и их родителям эпоху коронавируса.
Размышления сотрудника центра «Отражение», гештальт-терапевта Карпуниной Марины.

Школьная жизнь сегодняшних выпускников началась давно. Одиннадцать лет назад.
Помните? Первый звонок, первый учитель, цветы, шары, торжественное напутствие на предстоящие долгих одиннадцать лет.
Неуклюжие буквы, покорение таблицы умножения, ночная подготовка доклада, трудные олимпиады, увлекательные НОУ, азартные соревнования, дружный сбор макулатуры, впечатляющие экскурсии, трогательные концерты, болезненные ссоры с друзьями- так много всего пережито детьми и родителями сегодняшних выпускников за одиннадцать школьных лет.

Каждое дело выполняется последовательно.
Цикл упрощенно можно описать так: начало – середина – конец.
И вот теперь, в условиях самоизоляции из-за коронавируса, мы не можем довести огромное дело «Школьная жизнь» до логического, выстроенного годами, конца.
Не будет «Последнего звонка» и выпускного вечера, отодвигается на июль-август-сентябрь (точно никому не известно) государственная итоговая аттестация.
Неясен вопрос с процедурой дистанционного поступления в университеты.
К волнениям и тревогам детей и родителей, которые итак присутствуют в период завершения учебы в школе, присоединились новые: страх за здоровье, тревога из-за неопределенности сроков сдачи ЕГЭ и возможности поступления в университеты, грусть из-за невозможности совместно отпраздновать окончание школы.
Привычные опоры и без того волнительной жизни выпускника рухнули.

Родители в семейной системе являются своеобразными «волнорезами» — гасят шторм открытого моря (внешней среды) и отвечают за «тихую безопасную воду» в своей гавани.
А дети ощущают эту безопасность как поддерживающий фон, благодаря которому можно уверенно шагать в свою жизнь.

Что можем сделать мы, родители, чтобы поддержать детей в нелегкое время:
Позаботиться о детях в бытовых вопросах: приготовить еду, обеспечить комфортное пространство для учебы и сна, разбудить вовремя, если ребенок попросил.

Предоставить технические возможности для онлайн обучения. Помочь найти репетиторов или курсы подготовки, оплатить их.

Создать эмоционально-теплую, поддерживающую атмосферу: справиться со своими родительскими тревогами и не выплескивать их на ребенка. Обнимать, улыбаться, разговаривать о приятных событиях, шутить и смеяться вместе, позвать на совместный ужин, посмотреть вместе фильм и обсудить его.

Расширить темы для общения с ребенком; пусть это не будут только предстоящие контрольные/ аттестация/ экзамены/ поступление. Жизнь гораздо шире этих волнующих событий. Даже если не удастся поступить на заветную специальность в этом году, жизнь будет продолжаться.

Периодически делать жизнь ребенка понятной и предсказуемой: «Сегодня вечером мы всей семьей лепим пельмени, нужна твоя помощь. В 17:00 жду». Даже если это вызывает некоторое недовольство ребенка, четкие границы и понятные правила являются опорой, делают жизнь предсказуемой, создают «островки безопасности». Ручной труд связан с осязаемым результатом действий, что тоже будет опорным для психики в условиях неопределенности.

И самое главное- верить в ресурсы ребенка. Он справится, он достоин, у него получится.

Помните финал фильма «Матрица. Революция» со сказочным видом мирной жизни и диалог с Пифией:
⁃ Вы знали, что всё (война) закончится именно так?
⁃ Ну, что ты, конечно нет! Просто верила в это. Верила я в это…

Давайте придумаем для наших выпускников семейный последний звонок и семейный выпускной.
Давайте вместе порадуемся и погрустим, что наши дети выросли, а мы… тоже выросли.
Давайте сохраним тепло отношений со своими выросшими детьми и проводим наших выпускников в новую взрослую жизнь благословляя вслед.

С теплом и пониманием ко всем родителям и выпускникам, Марина Карпунина (гештальт-терапевт, супервизор, мама выпускника)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *